top of page

Севанский дом отдыха союза писателей

Расположенный на берегу озера Севан, этот отель, построенный в советское время, отличается уникальным архитектурным дизайном, который продолжает очаровывать туристов со всего мира даже в наши дни. Посещая Севан, остановитесь здесь, чтобы выпить чашечку кофе, окунуться в богатую историю армянской архитектуры и насладиться видом, открывающимся из зала ресторана.

Севанский дом отдыха союза писателей, построенный из бетона, состоит из двух отдельных зданий - жилого корпуса и здания зала - оба возведены в разное время советской эпохи.

Проект жилого корпуса разработали архитекторы Геворг Кочар (1901-1973) и Микаел Мазманян (1899-1971). Изучение архивных материалов показало, что имя Микаела Мазманяна не упоминается на архитектурных чертежах проекта, что позволяет предположить, что он участвовал только на предварительном этапе проектирования. В то же время, его имя упоминается во многих публикациях, в том числе изданных при их жизни, как соавтора здания.



Дом отдыха писателей Севан в 1970 году. Фото: Немрут Багдасарян

 

Первые чертежи жилого корпуса датируются 1932 годом, а архивные фотографии и материалы позволяют предположить, что строительство было завершено в 1935 году.

Здание изначально было спроектировано как четырехэтажное. Один из них был подвальным помещением (ныне первый этаж), другой - общей зоной. Два других этажа были предназначены для гостевых комнат, по четыре комнаты на каждом этаже, каждая площадью 4,3 м x 2,9 м.

 



sketch, architecture, architectural design

 

Эскиз здания, 1963 г.

Архитектор: Г. Кочар

Источник: Архив Национального музея-института архитектуры имени Александра Таманяна, Ереван

 

К сожалению, «Большой террор» (1937 г.) не обошел стороной обоих архитекторов, их отправили в ГУЛАГ (систему исправительно-трудовых лагерей, созданную во времена правления Иосифа Сталина), и реабилитированы они были только в 1955 году. После возвращения они вновь включились в архитектурную жизнь послесталинского периода.

В 1963 году Кочару было поручено разработать проект реконструкции и расширения Севанского курорта. В рамках проекта реконструкции Кочар добавил к жилому корпусу дополнительный этаж, образовав новую широкую террасу, ставшую логическим продолжением концепции первоначального проекта.

Во время реконструкции курорта Кочар также спроектировал и построил новое здание зала. По стилю новое здание контрастировало с жилым корпусом, но оба они в сочетании с природным ландшафтом создавали гармоничный ансамбль и включали вид на средневековую архитектуру монастырей Севана на вершине полуострова. После реконструкции комплекс зала и жилого корпуса Дома писателей Севан стал одним из самых знаковых зданий модернистской советской архитектуры послесталинского периода.


Sevan Writers' House, Dining Hall

Дом отдыха писателей Севан, вид из зала ресторана


Зал со своим выступающим округлым дизайном, безусловно, является визитной карточкой комплекса, гармонично вписывается в скалистую местность и предлагает незабываемый панорамный вид изнутри! Более того, все крыло здания держится на одной бетонной опоре, что придает сооружению футуристический облик. На противоположном конце своей оси здание крепится к скале на более высоком уровне холма. Общее пространство здания зала разделено на две основные части. Одна часть - это обеденный зал, который имеет круглый план и расположен в передней части здания. Половина круга обеденного зала оформлена как панорамное окно от пола до потолка с видом на озеро Севан. Обеденный зал также имеет выход на полукруглую открытую лоджию за панорамным окном. Вторая часть, в задней половине здания, используется как фойе обеденного зала.



Жилой корпус

 

К сожалению, комплекс давно не реставрировался. Тем не менее, чашечка кофе или бокал пива, наслаждаемые с видом, открывающимся из зала, безусловно, окажут расслабляющее действие!

Галерея

bottom of page

top of page

Sevan Writers’ House - Soviet Modernist Architecture in Armenia

Situated on the shore of Lake Sevan, this hotel, built during Soviet times, showcases a unique architectural design that continues to captivate tourists from around the world even in modern times. When visiting Sevan, stop by for a cup of coffee, immerse yourself in the rich history of Armenian architecture and enjoy the view that opens up from the Dining Hall

Made from concrete, Sevan Writers' House consists of two separate structures, Residence Hall and Lounge Building, both erected at different times during the Soviet reign.

The Residence Hall was designed by Gevorg Kochar (1901-1973) and Mikayel Mazmanyan (1899-1971). The examination of archival materials revealed that Mikayel Mazmanyan’s name  is not mentioned on the project’s architectural drawings, which leads to the assumption that he only participated in the preliminary stage of design. At the same time, his name is mentioned in many publications, including some printed during their lifetime, as co-author of the building.




Sevan Writers' House in 1970. Photo: Nemrut Baghdasarian



The first drawings of the Residence Hall are dated 1932, while archival photographs and materials suggest that the construction was completed in 1935.

The building was initially designed as a four-storey building. One of these was a basement (now the first floor), the other was a common area. The other two floors were designed for guest rooms with four rooms on each floor, each room occupying an area of 4.3m x 2.9m (9.5”x14”).

 



sketch, architecture, architectural design

 

Sketch of the building, 1963

Architect: G. Kochar

Source: Archives of the National Museum-Institute of Architecture named after Alexander Tamanyan, Yerevan

 

Sadly, The Great Purge or the Great Terror (1937), didn't bypass both architects and they were sent to the Gulag (a system of forced labor camps established during Joseph Stalin's reign) and were only rehabilitated in 1955. After their return, they were reintegrated into the architectural life of the post-Stalinist period.

In 1963, Kochar was commissioned to develop a reconstruction and an extension project for the Sevan Resort. In the reconstruction project, Kochar added an additional floor to the Residence Hall, forming a new wide terrace, which was the logical continuation of the original project's concept.

 

During the resort's reconstruction, Kochar also designed and built the new Lounge Building. Stylistically, the new building contrasted with the Residence Hall, but both of them formed a harmonious ensemble in combination with the natural landscape and incorporated the view of the medieval architecture of Sevan Monastery churches on the top of the peninsula. After the reconstruction, the Lounge and the Residence Hall of Sevan Writers House became one of the most iconic buildings of post-Stalin modernist Soviet Architecture.


Sevan Writers' House, Dining Hall

The view from the Dining Hall


The Lounge with it’s protruding rounded design is definitely the trademark of the complex and stands harmoniously among the rocky terrain and offers an unforgettable panoramic view from inside! Moreover, the entire wing is balanced on one concrete leg, giving the structure a futuristic aesthetic. At the opposite end of its axis, the building is attached to the rock on a higher level of the hill. The overall space of the Lounge building is divided into two major parts. One part is the dining hall, which has a circular plan and is located towards the front of the building. Half of the dining hall circle is designed as a panoramic floor-to-ceiling window looking over a spectacular view of Lake Sevan. The dining hall also has an exit to a semi-circular open-sided loggia behind the panoramic window. The second part, in the rear half of the building is used for the foyer of the dining hall.



The Residence Hall

 

Unfortunately, the complex has not been renovated for a long time, but tuning in and enjoying a cup of beer or coffee can always have a relaxing effect! The view from the Lounge is breathtaking! Cheers!

Project Gallery

bottom of page